Есть ли на Вятке РR? С этим вопросом я рискнула обратиться к региональному консультанту Института развития прессы (Москва), эксперту регионального тура конкурса «Хрустальный апельсин» Николаю Плюснину.
— Николай Валерьевич, существует несколько сотен определений Public Relations. Какое вам наиболее симпатично?
— В качестве определения РR мне очень нравится девиз одной французской фирмы: «результативные отношения с полезными аудиториями». Этот девиз отражает глубину PR, показывает его суть. Смысл РR в установлении отношений, которые дают результат. При этом отношения устанавливаются не вообще со всеми, а только с теми, кто необходим.
PR в сфере государственной власти и управления рассматривает в качестве основной «полезной аудитории» население. Значит, с ним и нужно выстраивать отношения власти. В частности, вести работу по информированию населения и по формированию нужных власти мнений и отношений.
Гораздо сложнее дело обстоит с бизнесом, потому что у бизнес-структур не единая целевая группа, а много маленьких, с которыми нужно поддерживать отношения.
Что же касается некоммерческих организаций, то PR-деятельность в них осуществлять легче, чем в государственном секторе, и значительно легче, чем в бизнесе. НКОшники говорят о вещах, ценных для всех: о жизни, о здоровье, о детях, об экологии. Ни у кого не возникает вопроса:
«А для чего это нужно?». Всем все понятно. Основная проблема для некоммерческого PR — малые бюджеты. Но именно в этом и его сила.
— Часто, говоря о PR, употребляют термин паблисити (publicity). Это •одно и тоже?
— PR — это, если хотите, «искусство любви». Любви с теми самыми «полезными аудиториями». Подразумевается, что PR может быть только хороший. Паблисити — известность, которая может быть разной: хорошей, плохой, скандальной.
— «Плохая» называется «черным пиаром»?
— По-моему, PR не бывает черным, потому что это деятельность положительная и только положительная. РН как область знаний, ремесло, реализуется через технологии подготовки пресс-релизов, проведения пресс-конференций. Набор этих технологий известен, придумать что-либо новое довольно сложно. Появление сети Internet позволило создать новые технологии: листы рассылки, чаты. Это тоже вопрос технологий. Другое цело — цель, которая ставится перед PR-службой. PR-технологии можно использовать и в «черных» целях, тогда РR становится «черным». Но здесь мне бы хотелось вспомнить слова директора АРОС «PR-технологии» Андрея Зорина: «Есть белый PR, а все остальное — это уже в рамках уголовного и административного кодекса».
— Какие, на Ваш взгляд, организации могут похвастаться хорошим РR-обеспечением?
— У нас очень немного организаций, у которых PR поставлен на хорошем уровне. Если брать СМИ, то это группа радио «Мария». Они проводят шумные акции и крупные PR-кампании. Надо отметить 9-й канал, который очень хорошо вписался в PR-кампанию своего нового сетевого партнера — СТС. Изумительно работают со СМИ наши правоохранительные органы: УВД, прокуратура, Управление Министерства юстиции. В бизнесе один из безусловных лидеров — Кировэнерго.
— Какие организации, на ваш взгляд, занимают нижние строчки «хит-парада PR -обеспеченности и PR -обеспечения». В чем их ошибки?
— PR — это функция высшего управления компании. Если пиарщик входит в круг высшего управления, ему легче достигать поставленных целей. В Кирове пока слишком мало специалистов допущено до этого уровня управления. Отсюда и проблемы: непонимание целей, невозможность их реализации. Более того, мало где вообще есть PR -специалисты. Поэтому ответить на этот вопрос невозможно: нельзя плохо оценивать то, чего нет вообще.
— Может ли организация прожить без пиара?
— Может. Только как она будет жить? PR нужен для того, чтобы компания быстрее и эффективнее достигала поставленных целей. Это касается всех, в том числе и государственной власти. Если власти доверяют, верят в ее действия, если власть, доверяя людям, информирует их о том, что она делает и собирается сделать, то идеи власти найдут отклик у населения гораздо быстрее, чем идея власти, которой не доверяют. Для НКО PR тоже очень важен. Доброе имя, благожелательные отношения с окружением — залог успеха некоммерческой организации.
— Получается, что основной упор в работе делается на СМИ?
— Главный принцип работы с прессой заключается в следующем: прессу можно не любить, но если вы работаете с ней, сделайте все возможное, чтобы пресса любила вас. Я не уверен, что все, кого мы считаем хорошими пиарщиками, любят СМИ. Но они профессионально выполняют свою работу по сотрудничеству с журналистами. При этом важно «не переборщить». Не по всякому поводу нужно обращаться к СМИ, ведь это не единственный способ информирования. Определите свою полезную аудиторию, проанализируйте основные каналы получения ею информации и посылайте информацию по этим каналам.
— Существует ли в Кирове социальный PR?
—Да, как это ни странно, он существует. Причем, это общая заслуга и власти, и бизнеса, и НКО. Проводимые окружные ярмарки социальных и культурных проектов выдвигают социальные вопросы на первое место в информационном поле. А проект «Культурная столица» показал потенциал социального сектора. Так что я считаю, сегодня в Кирове есть очень хорошие предпосылки перевести социальный PR на профессиональный уровень.
— Считаете ли Вы, что пиару нужно учить? В смысле, что специалист по РR должен иметь высшее образование именно по этой специальности?
— Учить можно всему. В том числе и пиару. Человек, который прошел курс PR, изучил теорию коммуникаций, научился применять известные инструменты и технологии, приобретает новые качества, становится своего рода хранителем профессии. Как показывает мировая практика, эта профессия успешно существует и развивается уже около ста лет. Пиару нужно учить, учить всех и не только как профессии. Нужно вводить курс РR для других специальностей. Любое ремесло требует определенных знаний, умений и навыков. Поэтому мне очень приятно, что в Кирове появились вузы, которые ввели в программу обучения курсы PR для менеджеров, появился факультет PR в Кировском филиале Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов.
— Какие перспективы развития PR в Кирове вы видите?
— Перспективы хорошие. Впереди год больших выборов: в Государственную Думу, Президента РФ, Губернатора области. Уже идет поиск людей, которые будут работать в штабах, разрабатывать и проводить политкампании. Все больше руководителей приходят к тому, что хорошей репутацией можно зарабатывать деньги. PR в Кирове будет развиваться.
— Ваши советы для организаций, «секрет успеха» в плане PR.
— «Рецепта счастья» я не знаю. Успеха можно добиться только регулярной и планомерной работой. Нужно проводить исследования, планировать работу, привлекать специалистов. В общем, пиаром нужно заниматься.
Ирина Ризаева, «Служение», № 7/2003.

Наиболее искомые запросы:

  • НКО Киров
  • кировский комитет охраны природы
  • спонсорство - это
  • передача государственных функций нко
  • проект закона об оказании квалифицированной юридической помощи мнения
  • Клиент для комментариев WordPress