Алла Толмасова, юрист
Центра развития демократии и прав человека

Добровольчество так и не стало в России массовым явлением, несмотря на проведенный в 2001 году Международный год добровольцев. Тем не менее многие некоммерческие организации используют в качестве своего ресурса добровольный труд, а некоторые даже проводят кампании по привлечению добровольцев.

Через восемь лет – в 2016 году – мы сможем узнать, даст ли достойные плоды Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 года № 1760-р и определяющая «совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов». Один из проектов Стратегии называется «Доброволец России». Его цели состоят в мотивации молодых людей (от 14 до 25 лет) к оказанию помощи, проявлению действенной инициативы в решении проблем людей, нуждающихся в помощи и поддержке; формировании механизмов вовлечения молодых людей в многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни молодых россиян; развитии и поддержке молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого труда молодежи. Проект предполагает поддержку общественных организаций и молодежных объединений; формирование информационных банков данных о потребностях и возможностях организации добровольческого труда молодежи в регионах России и за рубежом; привлечение молодежи к добровольческому труду в регионах России и за рубежом в сферах массового молодежного спорта, туризма и досуга молодежи. Осуществлять контроль за исполнением мероприятий по реализации стратегии поручено Госкоммолодежи России.

Предположу, что качественной реализации проекта помешает фактически полное отсутствие правового регулирования добровольчества. Статус добровольца не определен – мы не знаем, какими он обладает правами, есть ли у него обязанности, какую ответственность он несет за свои действия. Не существует закона, в котором было бы определены обязанности организации, привлекающей добровольцев.

Единственный из действующих законов, который содержит правовую норму, касающуюся добровольцев, – это Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее в тексте – Закон № 135-ФЗ). Поэтому в решении юридических вопросов добровольчества во многом приходится опираться на практику и здравый смысл.

Вызывает удивление тот факт, что в Федеральном законе (от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ), посвященном проведению в Сочи Олимпийских и Параолимпийских зимних игр 2014 года, нет ни одного упоминания о добровольцах или волонтерах.

Кстати, а как правильно называть этих замечательных людей – добровольцы или волонтеры? С этого, пожалуй, и начнем.

«Добровольцы» или «волонтеры»?

Слова «доброволец» и «волонтер» используются в практике некоммерческих организаций как синонимы, что вполне естественно, поскольку общепринятое значение этих слов одинаково: доброволец (волонтер) – человек, который добровольно, то есть не будучи обязанным, взялся выполнять какую-то работу.

В правовых нормативных актах (законах, постановлениях, приказах) можно встретить оба варианта использования слов. В Законе № 135-ФЗ предпочтение отдано слову «доброволец», тогда как в некоторых подзаконных актах встречается слово «волонтер».

Например, в Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. № 1433-р) одной из основных задач названа задача создания и развития системы волонтеров (добровольных помощников) в массовом спорте. Утвердив Основные направления развития системы государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации на период до 2015 года, Министерство природных ресурсов РФ указало (приказ МПР РФ от 22 апреля 2003 г. № 342), что в сфере эколого-просветительской деятельности представляется необходимым, среди прочего, развивать институт волонтеров для работы в заповедниках и национальных парках.

Весной 2008 года многие некоммерческие организации представляли в органы статистики единовременную форму статистического наблюдения № 1-НКО (утверждена постановлением Федеральной службы государственной статистики от 18 апреля 2007 г. № 34 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за ценами и финансами на 2008 год»). Во втором разделе формы («Численность занятых») надо было заполнить строку «Средняя численность добровольцев». При этом Росстат пояснил, что к добровольцам относятся работники, осуществляющие деятельность в форме безвозмездного труда.

Таким образом, некоммерческая организация, подражая органам государственной власти, может использовать в своих документах либо слово «доброволец», либо слово «волонтер». Выбор не породит никаких правовых последствий, за исключением случая, о котором будет рассказано ниже.

Почему доброволец не «работник»?

Привлекая добровольцев, руководители некоммерческих организаций должны понимать, что доброволец не вступает с организацией в трудовые отношения, следовательно, нормы трудового законодательства не распространяются на отношения между НКО и добровольцем.

Трудовой кодекс Российской Федерации (статья 15) определяет трудовые отношения следующим образом: это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Главный признак добровольческой деятельности – ее безвозмездность. Этим правилом надо руководствоваться строго: не следует выдавать добровольцам премии за достигнутые успехи, оказывать им материальную помощь, дарить подарки (за исключением, быть может, недорогих сувениров), оплачивать их обучение и т.д. В противном случае налоговый орган или один из государственных внебюджетных фондов сделает попытку квалифицировать подарок (материальную помощь и пр.) как вознаграждение за выполненную работу и доначислит организации налог (ЕСН) или страховые взносы (в Пенсионный фонд и в Фонд социального страхования). Конечно, организация вправе доказывать, что подарок или материальная помощь не являются вознаграждением за труд, и, возможно, сумеет отстоять свою позицию, однако надо осознавать, что любое материальное поощрение добровольцев, и тем более – регулярное поощрение, влечет за собой налоговые риски.

Доброволец, в отличие от работника, не имеет должности, и, конечно, нельзя включать добровольческий труд в штатное расписание организации.

Доброволец не обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка. Такого рода обязанность нельзя включать в договоры с добровольцами, поскольку она является признаком трудовых отношений.

На добровольца не заводят трудовую книжку; в имеющейся трудовой книжке нельзя делать запись о добровольном труде. Добровольческая деятельность не включается в трудовой стаж.

Поскольку добровольный труд не приносит заработка (трудового дохода), доброволец в принципе может быть признан безработным и зарегистрирован в качестве такового службой занятости – конечно, при соблюдении всех прочих многочисленных условий (см. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Может ли доброволец быть материально ответственным лицом?

Нет, не может, потому что понятие «материальная ответственность» существует только в трудовом законодательстве, и договор о полной материальной ответственности можно заключить только с работником. Аналогично – добровольцу нельзя выдать деньги «под отчет». Материальная ответственность или выдача денег из кассы «под отчет» предполагает право работодателя произвести удержания из заработной платы работника в случае причинения ущерба. Доброволец не получает вознаграждения за труд, следовательно, механизм «удержания» функционировать не может.

Все это, конечно, не означает, что добровольцу вообще невозможно поручить сделать что-то, связанное с деньгами или иным имуществом. Однако такие отношения НКО с добровольцем в случае причинения вреда будут регулироваться не трудовым, а гражданским законодательством.

Надо ли учитывать и оформлять добровольцев?

Трудовое законодательство подробно регламентирует процесс оформления трудовых отношений, вплоть до обязательного содержания трудового договора и порядка ведения трудовых книжек. Но, как уже сказано, добровольцы не являются работниками, и в отсутствие закона о добровольческой деятельности, решая вопрос об оформлении добровольцев, приходится руководствоваться логикой и предвидением возможных рисков.

Итак, законодательство не требует оформления добровольцев и не устанавливает правил оформления, поэтому никаких документов о привлечении добровольцев может и не быть. Например, некоммерческая организация проводит один раз в год – 1 октября в Международный день пожилых людей – акцию с привлечением большого числа добровольцев. В этом случае НКО для своих управленческих целей может лишь подсчитать и указать в отчете о проведении акции общее число добровольцев.

Существуют по крайней мере два случая, когда оформление необходимо:

1) долгосрочный и систематичный добровольный труд;

2) необходимость компенсировать добровольцу расходы.

Особенности долгосрочного и систематичного добровольного труда

Если доброволец каждый день или в определенные дни недели к определенному часу приходит в помещение организации и систематически исполняет, по сути, трудовую функцию, например, ведет бухгалтерский учет, то без надлежащего письменного оформления возникает неясность: в какие отношения с организацией вступил гражданин – добровольческие или трудовые?

Используя отсутствие документов, недобросовестный доброволец по истечении нескольких месяцев может потребовать заработную плату за все отработанное время плюс проценты за задержку выплаты заработной платы. Правовые основания для подобного требования содержатся в Трудовом кодексе РФ. Согласно статье 16 трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора. Однако трудовые отношения возникают также и на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. Таким образом, лжедобровольцу достаточно лишь доказать, что он фактически приступил к работе, а отсутствие трудового договора, приказа о приеме на работу и прочих документов по учету кадров является результатом уклонения работодателя от их оформления.

Компенсация расходов добровольца

Компенсация расходов, понесенных добровольцем, порождает много вопросов и сложностей, касающихся налогообложения, в первую очередь – необходимости уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Иными словами, уже на этапе планирования деятельности добровольцев надо определить, позволяет ли налоговое законодательство освободить от НДФЛ суммы компенсаций, выплаченных добровольцу.

Тот или иной ответ на поставленный вопрос, а также степень уверенности в правильности ответа зависят от ряда факторов, а именно:

·    Какие именно расходы компенсируются?

·    Какая организация компенсирует расходы?

·    С какой целью были понесены расходы?

Уплата НДФЛ с сумм компенсаций различных расходов

Общее требование к любому расходу – он должен быть документально подтвержден. Не может идти и речи об освобождении от НДФЛ компенсации той суммы, которую доброволец потратил на такси, чтобы довезти своего подопечного до реабилитационного центра, и при этом не получил от таксиста кассового чека.

Существуют виды расходов, компенсация которых всегда будет признаваться доходом и облагаться НДФЛ, в частности, расходы на питание.

Компенсацию некоторых видов расходов с очень высокой вероятностью признают облагаемым доходом и налоговый орган, и даже арбитражный суд. К таким расходам, в частности, относятся: оплата проездных билетов с неограниченным числом поездок в городском транспорте; приобретение карт оплаты мобильной и электронной связи для телефонов и компьютеров, собственником которых является доброволец; другие аналогичные расходы, когда фактически невозможно определить, в чьих интересах произведен расход – в интересах НКО или в личных интересах добровольца.

В случаях, подобных перечисленным, да и в целом при планировании финансовых операций надо организационно выстраивать схему действий так, чтобы расходы несла сама НКО, а расчеты производились в безналичном порядке. Вместо такси, остановленного на улице, надо заказывать машину в транспортном агентстве, мобильные телефоны и услуги по подключению к мобильной связи или Интернету приобретать на имя организации и т.д. Такой подход не решает всех проблем, но значительно уменьшает их количество.

Меньше сложностей возникает с оплатой проезда в другой город и проживания в нем, но в этом случае решение вопроса, надо ли платить НДФЛ, зависит от того, какой организации помогает доброволец и с какой целью он отправился из дому в другой населенный пункт.

Добровольцы благотворительных и неблаготворительных организаций

Как было указано в начале статьи, только лишь Закон № 135-ФЗ содержит правовые нормы, касающиеся добровольцев. Поскольку этот закон регулирует благотворительную деятельность, в нем естественным образом добровольческая деятельность определена как благотворительная. В то же время в Российской Федерации не вся социально значимая деятельность признается благотворительной. Например, деятельность с целью содействия развитию институтов гражданского общества благотворительной не является. Тем не менее не вызывает сомнений, что в некоммерческих организациях, содействующих развитию гражданского общества, могут быть добровольцы. В Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» есть определение понятия «добровольный пожарный»: это гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров. Тушение пожаров нельзя, конечно, отнести к благотворительной деятельности, однако добровольный пожарный, безусловно, доброволец.

Итак, в части четвертой статьи 5 Закона № 135-ФЗ определено, что добровольцы – это граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Таким образом, благополучателем, в интересах которого трудится доброволец, может быть не только благотворительная организация, но и другая некоммерческая организация, а также физическое лицо. Напомню, что благотворительной деятельностью, а следовательно, и благотворительной деятельностью добровольца, признается деятельность, осуществляемая во вполне определенных целях (статья 2 Закона № 135-ФЗ), а именно в целях:

·    социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

·    подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

·    оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

·    содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

·    содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;

·    содействия защите материнства, детства и отцовства;

·    содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

·    содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

·    содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

·    охраны окружающей природной среды и защиты животных;

·    охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.

Хотя добровольцы могут помогать любым НКО, положение добровольцев благотворительных организаций значительно лучше с точки зрения налогообложения сумм компенсации понесенных добровольцем расходов. Хорошая позиция формируется на основе сочетания правовых норм двух законов: пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ и части четвертой статьи 5 Закона № 135-ФЗ.

Согласно пункту 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ освобождены от НДФЛ все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с возмещением расходов. Часть четвертая статьи 5 Закона № 135-ФЗ устанавливает, что благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие).

Таким образом, благотворительные организации могут доказать право на освобождение от НДФЛ компенсации расходов своего добровольца уже на уровне налоговой инспекции, что, впрочем, имеет место далеко не всегда.

Благотворительным организациям, которые при компенсации расходов добровольцев планируют ссылаться на нормы Закона № 135-ФЗ, не следует использовать в документах слово «волонтер», лучше придерживаться терминологии закона о благотворительной деятельности.

Неблаготворительные организации, компенсирующие расходы своих добровольцев, также могут доказывать, что суммы компенсаций не облагаются НДФЛ, но им придется ссылаться только на общую норму статьи 41 Налогового кодекса РФ, которая формулирует принципы определения доходов, в том числе и для цели налогообложения НДФЛ. Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Иными словами, придется доказывать, что никакой личной экономической выгоды доброволец не получил. Такое доказывание – дело непростое, но вместе с тем не безнадежное.

Многим в некоммерческом секторе известно, что некоммерческое партнерство, проводившее общенациональный форум некоммерческих организаций «Форум-2001», несколько лет судилось с налоговым органом, оспаривая решение о привлечении к налоговой ответственности за неуплату ЕСН со стоимости проезда и проживания участников форума (здесь следует учесть, что в 2001 году правила уплаты ЕСН отличались от ныне действующих и сегодня вопрос об уплате ЕСН с сумм компенсаций не так актуален). Суд выяснил, что в соответствии с целями и задачами организации некоммерческое партнерство организовало проведение общенациональной встречи – Форум гражданских союзов Российской Федерации, которая была проведена 21–22 ноября 2001 года в Государственном Кремлевском Дворце. Приглашенные к участию во встрече физические лица являлись представителями некоммерческих организаций либо добровольцами, не состоящими в трудовых отношениях с представляемыми ими некоммерческими организациями. В итоге суды пришли к выводу о том, что компенсационные выплаты за проезд и проживание в гостинице производились в интересах проведенного Форума в соответствии с целями и задачами Партнерства, определенными в уставе, для проведения которого и было создано данное партнерство, что свидетельствует об отсутствии исключительно личного интереса физических лиц и, соответственно, об отсутствии личного дохода, подлежащего налогообложению.

Прямая связь между расходами и деятельностью в интересах организации

Принимая решение по вопросу налогообложения компенсации проезда и проживания, не следует забывать, что добровольцы осуществляют благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. В связи с этим компенсироваться должны расходы по проезду только на те мероприятия, которые проводятся в интересах организации.

Если благотворительная организация занимается просвещением и ее добровольцы – лекторы – ездят по стране, чтобы бесплатно читать лекции, то очевидна связь между уставной деятельностью НКО, ее миссией и расходами добровольца. Но нередко встречаются и иные ситуации. Например, в проекте благотворительного фонда есть мероприятие – проведение семинара по вопросам, например, работы с людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Бюджет проекта, в том числе и компенсация расходов участников семинара, финансируется донором. Благотворительный фонд – организатор семинара – заключает с участниками семинара, прибывающими из разных городов России, договоры о добровольческой деятельности и на основании таких договоров компенсирует их расходы без удержания НДФЛ. Конечно, в ходе налоговой проверки такие договоры могут вполне устроить налогового инспектора, но, строго говоря, никакой благотворительной деятельности в форме безвозмездного труда в интересах благотворительного фонда, проводящего семинар, такие псевдодобровольцы не осуществляют.

Как документально оформить добровольный труд в интересах организации?

Если есть необходимость или только желание подтвердить документами использование безвозмездного труда добровольцев, можно ограничиться минимальным набором документов. Полагаю, что минимальный набор состоит из двух видов документов.

Первый – решение органа управления НКО, в компетенцию которого входит утверждение планов и бюджетов, о привлечении добровольцев к деятельности организации. В решении должен быть зафиксирован сам факт необходимости использования труда добровольцев и описание круга задач, которые будут решаться путем использования труда добровольцев.

Второй документ – договор с добровольцем или заявление добровольца о желании оказать помощь НКО в форме безвозмездного труда. Каким бы ни был такой документ, слова «безвозмездный труд», под которыми подпишется доброволец, должны присутствовать в нем обязательно.

И напротив, не должны упоминаться в документах слова «работник», «должность», «дисциплина труда», «правила внутреннего трудового распорядка» и иные, характерные исключительно для трудовых договоров. Не следует «принимать добровольца на должность бухгалтера»; вместо этого лучше написать «доброволец выражает желание безвозмездно оказывать помощь руководителю организации в ведении бухгалтерского учета».

Если по характеру труда добровольца можно предположить необходимость поездок, в договор можно включить пункт о компенсации расходов.

На добровольцев не надо издавать приказов; добровольца нельзя привлечь к дисциплинарной ответственности в виде выговора; добровольцу не положен отпуск.

Если руководство НКО любит и умеет работать с документами, помимо решения об использовании труда добровольцев и договоров с добровольцами, можно разработать и утвердить положение о добровольцах, частью которого станет раздел «Правила поведения добровольцев» (некое подобие правил внутреннего трудового распорядка для работников).

Неясно, в какой мере руководитель НКО несет ответственность за соблюдение правил охраны труда в отношении добровольцев и в целом из их жизнь и здоровье в те промежутки времени, которые доброволец посвящает помощи НКО. Чтобы опять-таки четко отделить добровольцев от работников и в то же время частично застраховать себя от ответственности, руководство НКО может разработать отдельный журнал, в котором только добровольцы будут расписываться в том, что они ознакомлены с правилами безопасного поведения в помещениях организации (некий микст из инструкций по охране труда и пожарной безопасности).

Выводы

·    Добровольческая деятельность, отношения между добровольцем и НКО не урегулированы законодательством, поэтому нарушить закон в этой сфере невозможно.

·    На отношения с добровольцами не распространяются никакие нормы трудового законодательства. Важно документально подтвердить добровольное желание гражданина безвозмездно трудиться. У недобросовестного добровольца или сотрудника контролирующих органов (налоговой инспекции, инспекции труда, внебюджетных фондов) может возникнуть намерение доказать, что фактически между НКО и гражданином возникли трудовые отношения, потому что существование трудовых отношений налагает на НКО целый ряд обязанностей. В связи с этим следует избегать любых формулировок и решений, которые приближают положение добровольца к статусу работника.

·    Компенсация расходов добровольцам требует тонкого подхода, взвешенных решений и почти всегда сопровождается налоговыми рисками.

«Законодательство об НКО» Информационный бюллетень № 7 сентябрь 2008
Издается Агентством социальной информации при участии Центра развитии демократии и прав человека
http://www.asi.org.ru/asi3/rws_asi.nsf/va_WebPages/19A55D20A4ACD8C0C32573D1004172A4Rus

Наиболее искомые запросы:

  • фискальный кодекс Австрии
  • фискальный кодекс Австрии
  • эмблема школы Тасис
  • эмблема школы Тасис
  • договор о совместной деятельности в спорте
  • писатели меценаты в Самарской области