Обоснование актуальности

В Кировской области, как и в других регионах России происходят изменения социально-экономической ситуации, связанные с переходом страны от плановой к рыночной экономике. Происходящие изменения диктуют иной подход государства к осуществлению социальной политики. Многие функции по реализации социальной политики переходят от государства к так называемым институтам гражданского общества. Формирование социальной политики государства (впрочем как и отдельно взятого региона) все более и более перекладывается на плечи общества. Именно общество на данном этапе развития государства влияет на процесс формирования кадрового состава государственной власти (через институт выборов), именно общество диктует основные параметры социально-экономического развития (через лоббирование своих интересов на уровне представительных органов власти). Вместе с тем, общество – это не стихийная масса людей, населяющих данную территорию. Общество структурировано, в нем заложена система сдержек и противовесов, помогающих (а иногда и мешающих) поступательному развитию государства как социального института. От того, каким будет общество, напрямую зависит направление и темпы социально-экономического развития государства.

На данный момент, сложились три основных сектора общества, имеющих четко выраженные функции и уровни компетенций:

  • Сектор государства (совокупность государственных органов) – принимает решения по ключевым вопросам развития страны, разрабатывает правила и нормы поведения для других секторов, контролирует их соблюдение.
  • Бизнес (совокупность организаций, ориентированных на извлечение прибыли, экономический эффект) – управляет ресурсной базой страны, обеспечивает прирост и распределение ресурсов между людьми по правилам, определяемым государством.
  • Некоммерческий сектор (совокупность социально-активных граждан и создаваемых из их числа организаций, проявляющих свои инициативы в различных сферах жизнедеятельности государства) – осуществляет процесс самореализации граждан, защищает граждан от отрицательных побочных эффектов деятельности государственных органов и бизнеса, инициирует процесс структурных изменений общества исходя из интересов граждан, является кадровой базой для бизнеса и государственных органов.

Некоммерческий сектор бурно развивается в России последние 15 лет, занимая пустующие ниши общественного устройства и все более влияя на процессы принятия важных решений. Опыт других стран показывает, что именно некоммерческий сектор (в западной терминологии - неправительственный), структурированный в виде сетей некоммерческих (неправительственных) организаций является самой эффективной основой реализации социальной политики государства. Именно этот сектор является хранителем таких базовых ценностей западного общества как демократия, права человека, приоритет интересов личности над интересами государства и пр.

Особенностью некоммерческого сектора является то, что он связан непосредственно с рядовыми людьми и является наиболее компетентным выразителем их интересов. Любые интересы людей выражаются в проявлении инициативы по изменению какой-либо неустраивающей их ситуации. Рядовым гражданам по отдельности достаточно сложно проявлять свою инициативу и добиваться ее реализации в силу отсутствия ресурсов и полномочий для подобных действий. Государственное устройство позволяет реализовывать инициативы не отдельным гражданам, а их объединениям. Граждане (и лица без гражданства) вправе объединяться и создавать специализированные организации по решению насущных проблем, в том числе и создавая организации с правами юридического лица. Российское законодательство подразумевает более 15 организационно-правовых форм таких организаций. Эта категория организаций в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ так и называется – некоммерческие организации.

В условиях развития современного Российского общества именно некоммерческие организации, зарегистрированные в установленном порядке являются официальным выразителем подавляющего большинства гражданских инициатив. В дальнейшем, количество работающих некоммерческих организаций и уровень их развитости будут определять ключевые направления развития государства.

На территории Кировской области прошли государственную регистрацию более 4000 некоммерческих организаций. По данным исследования Кировского ЦП НКО, подавляющее большинство этих организаций фактически не ведут свою деятельность. Только чуть более 200 организаций в той или иной форме работают. Вместе с тем, даже организации, которые работают, пока слабо могут выражать мнения всего населения, а следовательно мало участвовать в реальных процессах формирования социальной политики. Происходит это в первую очередь от того, что большинство существующих НКО создавались в первую очередь людьми, имевшими опыт работы в социальных организациях бюджетной сферы. Именно поэтому большинство руководителей и специалистов НКО Кировской области при взаимодействии с государственными органами применяют стиль работы бюджетных учреждений, мало используя богатую палитру возможностей, которую им дает статус независимой некоммерческой организации. В последние годы в России появились механизмы и общественные технологии, которые именно ориентированы на взаимодействие негосударственных организаций и органов власти, в том числе и для того, чтобы более оптимально использовать механизмы бюджетного финансирования при реализации социальной политики. Эти механизмы в полной мере могут быть применимы и в Кировской области. Применение существующих механизмов, технологий, знаний поможет выстроить на территории Кировской области систему работы, при которой инициативы граждан не будут нести деструктивных влияний на работу органов государственной власти, а наоборот, помогать им в создании наиболее благоприятного социального климата, становиться существенной опорой в деле создания гражданского общества. Для того, чтобы система взаимодействия становилась именно такой, необходима комплексная система развития некоммерческого сектора, которая бы обеспечила как НКО так и органы гос.власти необходимой информацией о технологиях и возможностях взаимодействия, поиска ресурсов, решения насущных проблем людей.

Если в данный момент не прилагать достаточно усилий к развитию отношений в некоммерческом секторе, то через несколько лет Кировская область безнадежно отстанет по уровню общественных отношений, станут тормозиться экономические процессы, будет практически отсутствовать естественный механизм ротации кадров, отсутствие социальных инициатив приведет к дефициту инициатив в политической и экономической сферах. Местное руководство не в состоянии будет справиться с кризисом, его придется преодолевать с помощью очень большой кадровой, финансовой, технологической помощью со стороны более динамично развивающихся соседей и федерального центра, что приведет к определенной потерей самостоятельности области. Отчасти, многие элементы этих явлений можно видеть уже сейчас. В дальнейшем, без осознанного стимулирования гражданской инициативы на территории Кировской области, кризис будет разрастаться.

Концепция.

Концепция развития сектора некоммерческих организаций основана на опыте работы многих Российских (в том числе и Кировских) некоммерческих и бюджетных организаций, а также богатой теоретической базе исследователей и ученых, работающих с этой темой. Многие принципиальные положения были сформулированы и озвучены представителями федеральной власти на проходившем в 2001 году «Гражданском форуме».

Основная идея достаточно проста. Некоммерческий сектор только тогда сможет реально участвовать в формировании и реализации государственной социальной политики, когда многие представители этого сектора будут иметь знания, навыки и возможности по решению проблем рядовых граждан. Еще проще это можно сформулировать так: когда граждане научатся сами решать свои проблемы и начнут это делать.

Вся проблема заключается не в отсутствии самих гражданских инициатив со стороны рядовых людей, а в создании разумных механизмов институализации этих инициатив, встраивании этих механизмов в процесс принятия решений на уровне органов государственной власти. Основываясь на опыте успешных территорий, организаций (как Российских, так и зарубежных), можно выделить основные условия, при которых подобные механизмы будут складываться не разрушая целостность государственной системы.

Во-первых, это развитое единое децентрализованное информационное поле гражданских инициатив, построенное по сетевому принципу. Любая информация о действующей инициативе, попадая в условия, в которых может быть легко доступна рядовым гражданам, вольно или невольно становится объектом оценок с точки зрения нужности, полезности, актуальности. В зависимости от взвешенности, продуманности и проработанности, общество или дает возможность реализовывать такую инициативу, или нет. Причем по общим законам коммуникации, обратную связь такая инициатива получает от лидеров общественного мнения, т.е. специалистов, работающих с этой проблематикой или со смежной. В процессе обсуждения (опять же требуется открытое децентрализованное информационное поле для подобных обсуждений) инициатива может претерпеть значительные изменения, что принесет инициаторам колоссальные ресурсы для реализации. Общество, воспринимая информацию об инициативе структурируется по уровням вовлеченности в обсуждаемую проблему, структуризация приводит к более четкому позиционированию каждого члена этого общества по различным сферам жизнедеятельности, а это прибавляет ресурсы и другим инициативам, в том числе и государственным. Конкретные специалисты, задействованные в процессе общественных отношений, получают «кейсы» (наглядные примеры из опыта других организаций), что приводит к большей степени компетентности этих специалистов. Информационное поле должно быть децентрализованным, т.к. свободный оборот информации невозможен в централизованных структурах (как бы не была хорошо и разумно организована централизованная структура, по объективным законам развития организаций она служит естественным фильтром прохождения любой информации – любое управленческое решение это решение о том, как поступить с имеющейся информацией). Одно из самых недорогих и эффективных решений по децентрализации структуры распространения информации – построение ее по сетевому принципу, где каждая ячейка одной сети является также равноправной ячейкой другой сети, а имеющаяся информация при невозможности пройти один фильтр с легкостью проходит через другой, и становится достоянием сразу нескольких сетей, гарантированно доходя до конечного адресата. Принципом сетевого решения также обеспечивается процесс снижения сетевого шума и распределения меры ответственности каждого члена сети.

Во-вторых, это форсированное обучение специалистов как НКО, так и представителей органов власти и бизнеса основным технологиям, принципам взаимодействия друг с другом (Единое информационное поле со временем возьмет обучающую функцию на себя, однако в данный момент требуется критическая масса специалистов, обладающих технологиями и навыками, чтобы применяя уже имеющиеся в обществе знания и технологии, сократить издержки в расходовании времени, усилий, ресурсов на преодоление уже сложившихся стереотипов. Многие успешно действующие инициативы не могут получить повсеместного применения, не преодолев барьер стереотипов, сложившихся методов работы.).

Основа обучающих программ – программно-целевой подход в деятельности организаций, работающих с гражданскими инициативами (не только НКО, но и органы власти, и бизнес). Программно-целевой подход достаточно хорошо изучен, широко применяется для достижения бизнес-организациями своих целей (достижения экономического эффекта). Точно эти же принципы лежат и в достижении другими организациями (НКО) своих целей – решении проблем рядового человека. Небольшие тонкости и конкретизации, применительно к объектам воздействия вполне допустимы, хотя основной алгоритм сохраняет свою актуальность. Прежде всего – это постановка проблемы, формулирование целей и задач, анализ ресурсов, выработка плана действий, мониторинг и оценка эффективности. Зачастую, НКО легче найти общий язык с представителями бизнеса, чем с представителями органов власти именно из-за родственности подходов в достижении стоящих перед организацией целей.

В-третьих – институционализация гражданских инициатив и обеспечение государством возможностей самостоятельного поиска ресурсной базы для реализации инициатив. Под этим условием понимается делегирование некоторых полномочий государства, оставшихся со времен Советского Союза носителям гражданских инициатив и закрепление этого процесса возможностью обеспечить выполнение данных полномочий привлекаемыми ресурсами (ресурсами как государственными, так и негосударственными). Для осуществления данного условия необходима четкая внятно озвученная позиция представителей органов государственной власти и соответствующие изменения нормативной базы, касающейся участия граждан (объединений граждан) в процессе осуществления государственной политики. Федеральной властью (в том числе и в Российском законодательстве) ключевые положения подобных изменений сформулированы, только немногие регионы пытаются самостоятельно детализировать эти положения для повсеместного применения в решении проблем своих территорий. Любые предложения общественности по существующей сейчас схеме рассматриваются единолично представителями профильных органов власти, которые делают свое субъективное суждение о необходимости рассмотрения этих предложений. Отсутствует механизм комплексного коллегиального рассмотрения предложений общественности, что в свою очередь культивирует традицию рассмотрения вопроса исходя не из ожидаемого конечного результата, а из вкусовых и стилевых предпочтений чиновника, призванного дать первичную оценку данной инициативе. Подобная система может некоторое время функционировать при условии, что у чиновников, ответственных за принятие решений высокий уровень компетентности, позволяющий не только обладать большой базой знаний и опытом, но и быть в курсе быстро изменяющейся обстановки. По сути, чиновник должен в этой системе быть высококлассным экспертом и еще исполнять административные функции по осуществлению непосредственных государственных полномочий. Такая система крайне неустойчива, т.к. любые политико-экономические колебания общества вымывают высококлассных специалистов из государственных органов, а процесс воспитания и обучения новых занимает очень продолжительное время. Самый разумный выход из этой ситуации – делегировать часть полномочий (именно в той части, которая касается реализации нестандартных инициатив) собственно тем, кто является носителем этих инициатив, оставляя за государственными служащими возможность нормативно задавать рамки процесса и следить за правильностью и достоверностью исполнения принятых на себя обязательств.

Самый первый шаг на этом пути – открытое конкурсное финансирование независимых инициатив в социальной сфере, технология социального заказа. Также очень актуальны изменения нормативной базы, связанные со стимулированием социальной ответственности бизнеса (варианты, когда бизнес по своей инициативе и за свой счет берется решать социальные проблемы территории, пока никак и никем не стимулируются (выборочные дружеские отношения конкретных чиновников и конкретных бизнесменов не в счет)).

Именно при наличии этих трех условий можно говорить о формировании в области механизмов межсекторного взаимодействия, при которых гражданские инициативы смогут привлечь новые интеллектуальные, финансовые и административные ресурсы. Общество быстро изменяется, соотношения между «вкладами» этих трех условий тоже. Другими словами, можно заметить такую особенность: недостаток выполнения одного условия может частично компенсироваться бурными темпами реализации другого, однако только равномерное согласованное выполнение всех трех является наиболее оптимальной схемой развития общественных отношений, способное принести реальную пользу в развитии Кировской области.

Цель программы.

Содействовать созданию на территории Кировской области условий, основанных на инициативах самого населения, при которых система взаимоотношений инициаторов гражданских инициатив, государственных органов и бизнеса позволит оптимизировать процесс принятия решений в сфере социальной политики.

Задачи программы:

  • Изучить состояние проблемы на территории Кировской области, вести постоянный мониторинг социальной активности в ее организованных формах.
  • Обобщить имеющийся опыт реализации гражданских инициатив в социальной сфере для использования его местными инициаторами (как зарубежный и общероссийский опыт, так и местный).
  • Обеспечить комплекс мероприятий по повышению уровня компетентности носителей гражданских инициатив в сфере реализации инициатив (обучающие программы, консультирование).
  • Стимулировать деятельность по реализации инициатив граждан в формах, разрешенных Российским и местным законодательством, для чего создать условия для реализации инициатив в рамках деятельности существующих и вновьсоздаваемых некоммерческих организаций.
  • Показать жителям области реальность осуществления любых разумных инициатив, идущих «снизу» через деятельность НКО, чем активизировать ранее инертные слои и группы населения.
  • Обеспечить систему поиска, обработки и распространения информации об инициативах в социальной сфере через функционирование сети распространения информации (стимулировать создание и продвижение нескольких сетей).
  • Привлечь представителей бизнеса к процессу оценки, продвижения и финансирования социальных инициатив, реально востребованных обществом.
  • Сформулировать и предложить органам государственной власти и местного самоуправления дополнения и изменения местной нормативно-правовой базы, касающейся реализации гражданских инициатив.
  • Наработать пакет «кейсов» (реализованных модельных примеров, по аналогии с которыми, инициаторам будет проще выстраивать свою технологию работы).
  • Организовать систему мониторинга и оценки эффективности как всей программы, так и отдельных ее блоков.

Сроки программы.

Программа является среднесрочной, ее деятельность рассчитана на реализацию в течении 3 лет: 2010, 2011, 2012 гг.

Этапы и содержание работ на этапах.

Деятельность по программе разделена на 3 логических этапа, длительность каждого из которого 1 год. На протяжении каждого предыдущего этапа будут проводиться системообразующие мероприятия по приоритетным направлениям этапа, которые позволят создать базу для реализации последующего. Вместе с тем, многие элементы всех трех этапов будут общими, деятельность по ним будет вестись постоянно с той или иной степенью вовлеченности.

1 этап. 2010 г. – Информационный

На этом этапе подразумевается более детальное изучение комплекса проблем, для чего собирается и аккумулируется дополнительная информация, отстраивается система информационного взаимодействия между значимыми субъектами реализации программы. Информация транслируется как по существующим информационным каналам (СМИ, прямая рассылка информации), так и с помощью образовательных программ и консультационного приема.

2 этап. 2011 г. – Ресурсный

На этом этапе реализации программы происходит отработка схем и методов привлечения ресурсов для реализации инициатив, подготавливается база для дальнейшего скоординированного взаимодействия некоммерческих организаций области, отрабатывается система распределения имеющихся ресурсов.

3 этап. 2012-2013 г. – Институциональный

Наладив работающие информационные каналы, обучив специалистов и отработав систему поиска и распределения ресурсов в процессе реализации первых двух этапов, получим именно ту систему взаимоотношений в обществе, при которой возможно реализовывать инициативы людей по улучшению собственной жизни. Имеющийся опыт, отработанные технологии, настроенные системы коммуникации необходимо зафиксировать институционально (чтобы снизить риск быть зависимыми от личностного фактора и ввести положительные результаты деятельности в повседневную практику других организаций). На этом этапе формулируются предложения к органам государственной власти и местного самоуправления по вопросам изменения нормативно-правовой базы, введения некоторых элементов деятельности программы в повседневную деятельность профильных учреждений.

Мероприятия каждого из этапов осуществляются в рамках проводимых Кировским ЦП НКО локальных проектов. Каждый из проектов имеет свое логическое обоснование, алгоритм действий для достижения поставленных целей, механизм мониторинга и оценки эффективности. Управление всей программой производится через управление проектами, которые детализируют содержание работ, сроки, бюджет осуществляемых мероприятий.

Таблица соотношения этапов реализации программы и планируемых к осуществлению основных проектов Кировского ЦП НКО.

Название проекта Краткое содержание деятельности Обеспечивает приоритет какого из этапов, сроки и продолжительность проекта
Информационная сеть социальной работы Создание сети опорных точек по сбору и распространению социальной информации, электронная рассылка, сайт. Информационный

(весь срок деятельности программы)

Образовательная программа по межсекторному взаимодействию Организация обучающих семинаров-тренингов для специалистов НКО, бюджетных учреждений, бизнеса, власти. Привлечение как видных Российских тренеров, так и местных специалистов. Информационный

(весь срок деятельности программы)

Офис поддержки инициатив Консультирование, ведение баз данных, работа методической библиотеки, исследование сектора НКО по имеющимся методикам. Информационный,

Ресурсный,

Институциональный

(весь срок деятельности программы)

От благотворительности к корпоративной филантропии Исследование отношений в сфере благотворительной деятельности бизнеса, информирование о полученных результатах депутатов Законодательного собрания, лоббирование законопроекта о БД. Информационный,

Ресурсный,

Институциональный

(весь срок деятельности программы)

Ярмарка услуг НКО Демонстрация возможностей и услуг НКО в режиме 3-х дневной выставки – ярмарки. Информационный

(Ежегодно, подготовка -1,5 мес., проведение -3 дня)

Весенняя неделя добра Координация совместной деятельности всех заинтересованных при организации мероприятий «Весенней недели добра». Отработка механизмов взаимодействия между носителями инициатив Информационный

(Ежегодно, подготовка -1,5 мес., проведение -3 дня)

Благотворительная лотерея «Социальная инициатива» Сбор средств для финансирования конкурса грантов, осуществляемый через механизм лотереи. Ресурсный

(2010 г., в зависимости от результатов – все время деятельности по программе)

Информационно-аналитический бюллетень «» Специализированное издание для специалистов и руководителей учреждений, осуществляющих социальную работу Информационный

(весь срок деятельности программы)

Конкурс грантов Финансирование социальных инициатив на конкурсной основе Информационный,

Ресурсный,

Институциональный

(ежеквартально весь срок деятельности программы. Момент начала – в зависимости от привлеченных средств)

Консалтинг благотворительной деятельности Консультирование представителей бизнеса по вопросам реализации благотворительных программ. Информационный,

Ресурсный

(весь срок деятельности программы)

Ожидаемый результат

Реализуемая программа приведет к тому, что в Кировской области сложится система взаимодействия гражданских инициатив и органов власти, при которой организованные формы проявления гражданских инициатив будут иметь существенное позитивное влияние на жизнь рядовых граждан.

Оценка эффективности.

Для оценки эффективности программы применяются методы, позволяющие оценить эффективность составляющих ее отдельных проектов (описываются в самом проекте), а также методы, позволяющие оценить изменения, произошедшие благодаря предпринимаемым усилиям в рамках программы как комплекса проектов.