Врио губернатора Белых встретился с НКО13 марта 2014 года врио губернатора Никита Белых провел встречу с руководителями некоммерческих организаций региона.

Непосредственным поводом к собранию послужила новость о том, что Кировская область стала победителем конкурса Министерства экономразвития на выделение субсидий для поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций субъектов федерации. В этом году сумма для нашего региона составит 14 млн. рублей, это в полтора раза больше, чем в прошлом. Плюс миллион регионального финансирования. Итого 15 миллионов, на которые ориентировочно в мае будет объявлен конкурс.

Но помимо этого круглый стол позволил представителям некоммерческих организаций и главе региона озвучить ряд проблем, возникающих при их взаимодействии, причем как с той, так и с другой стороны.

Первая и основная – проблема коммуникации. И она далеко не нова, эта тема поднимается регулярно на совещаниях любого уровня. И это естественно. В конечном счете, любое взаимодействие начинается с информации и заканчивается ею. И это специальное умение – донести информацию и правильно воспринять ее. Часто инициативы НКО не находят поддержки только потому что о них мало кто знает. Не менее часто органы власти вынуждены по многу раз объяснять свои действия, чтобы быть правильно понятыми. А организовать реальный диалог по определенной теме – такой, чтобы в нем приняли участие все заинтересованные стороны, и не просто приняли, но пришли к какому-то устраивающему всех решению, – задача, которую, к сожалению, редко удается выполнить.

Есть и еще один нюанс. Когда у некоторых руководителей, например, возникает потребность в личной встрече с главой региона, им порой приходится дожидаться ее месяцами. А когда эта проблема была озвучена руководителем одной из организаций, врио губернатора тут же дал своим подчиненным указание организовать такую встречу как можно скорее. Но так не должно быть. Механизм общения должен быть отлажен и не требовать личных указаний сверху.

Еще одной проблемой, вызванной самой темой круглого стола, стал вопрос распределения грантовых денежных средств среди некоммерческих организаций. Уже три года такие конкурсы проводятся, и за это время руководством области было поддержано порядка 50 различных проектов. Но далеко не все, что на эти конкурсы подавались. Естественно, те организации, чьи заявки были отклонены, имеют полное право недоумевать, почему же так вышло. Прозвучала даже фраза о том, что не все грантополучатели обязаны быть хорошими «грантописателями»: важны ведь дела, а не то, насколько красивыми словами о них рассказывается. Как быть тем, кто не имеет опыта подачи заявок или, по крайней мере, достаточного представления о том, какой она должна быть, чтобы удовлетворить требованиям конкурсного отбора?

Рациональное зерно внесла руководитель организации ДИМСИ Наталья Катаева, сказав, что, конечно, никакие мы (некоммерческие организации) не конкуренты за государственные деньги, а партнеры. Потому что работаем на одну идею и цели имеем если не одинаковые, то схожие. Следовательно, всегда можем рассчитывать на поддержку друг друга, и по консультированию в написании грантов в том числе.

В конце концов, в этой части дискуссии губернатор дал поручение департаменту внутренней и информационной политики продумать систему тренингов по написанию заявок для заинтересованных в этом представителей НКО.

Попутно с этим обозначилась еще одна проблемная точка: определение основных направлений приложения государственных и общественных усилий. Многие участники совещания пытались услышать от Никиты Белых, а какие же направления работы считаются приоритетными при распределении грантов. Простыми словами, чем лучше заниматься, чтобы иметь большую вероятность попадания в десятку? Врио губернатора пояснил, что таких направлений нет. Федеральный закон обозначает некоторые приоритетные направления, но оставляет пространство для маневра, добавляя к списку пункт «и иные социально значимые направления». Гораздо более важный критерий при отборе – направлен ли проект на развитие или только на поддержание текущей деятельности организации-заявителя. Предпочтение, разумеется, отдается первым, так как отдача от проекта должна ощущаться не только внутри НКО, но и за ее пределами, в идеале – во всем обществе.

Также на встрече были затронуты вопросы взаимодействия со СМИ, оплаты текущих расходов организаций, завышенных ставок арендной платы. Безусловно, важно, что эти и другие вопросы смогли прозвучать, и на большую часть из них были даны более или менее четкие ответы. Но интересно посмотреть, какие вопросы будут заданы на такой встрече через, предположим, полгода – те же или другие.

Ольга Шебеко