Для того, чтобы разобраться с тем, что такое социальная ответственность бизнеса, необходимо понять роль и место бизнеса в сегодняшнем российском обществе. Как и в другом нормальном обществе, организации бизнеса управляют большей частью как материальных, так и интеллектуальных  ресурсов, следовательно, именно эти организации несут ответственность за развитие социальных отношений в этом обществе. Государство, как юридическая форма организации общества, может задавать правила и ограничения в сфере взаимоотношений отдельного человека и социума в целом, но формировать эти взаимоотношения, стимулировать их развитие должны те, кто обладает ресурсами. Вот тут то и возникает вопрос - а что, и в какой форме необходимо стимулировать, чтобы это действительно принесло реальную и конкретную пользу обществу? В этой сфере нет стандартов, застывших догм.

Очень часто можно наблюдать примеры, когда предприниматели, руководствуясь лучшими побуждениями, везут мешок конфет в детский дом. Единственным итогом такой помощи станет уверенность воспитанников детского дома в том, что всегда «прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете...». Развивающее ли это воздействие? Полезно ли это нашему обществу? Наверное нет. Альтернативным решением могла бы стать помощь воспитанникам этого же детского дома в приобретении будущей специальности, которая прокормит и приучит, что все в этой жизни достается трудом.

Именно в каждодневном трудном выборе между хорошими делами и мудрыми состоит социальная ответственность людей, распоряжающихся ресурсами. Разумеется, что выбор делает каждый человек индивидуально, основываясь на своем знании ситуации, опыте, представлениях (даже решения принятые коллегиально несут отпечаток индивидуальности). И вот тут встает новая проблема - люди, которые своим трудом зарабатывают деньги, на которых лежит ответственность за принятие множества самых важных решений, касающихся развития собственного дела,  просто физически не в состоянии быть высококлассными экспертами в теории и практике развития социальных отношений. Обычно, это приводит к тому, что первый из множества ходоков, просящих деньги, кто сможет вышибить слезу умиления и сочувствия у директора, получает благотворительное пожертвование, сам факт выдачи которого, зачастую, ничего обществу не приносит. Однако директор честно верит, что сделал доброе дело на благо обществу...

Выход видится в изменении подхода к оказанию разного рода благотворительной поддержки. Не так сложно, в каждой уважающей себя организации продумать бланки проектных заявок, в которых потенциальные получатели средств должны будут сформулировать, какую же все-таки пользу получит общество в результате работы с полученными средствами. Кстати, самые успешные некоммерческие (занимающиеся социальными вопросами) организации уже давно и успешно используют проектные формы в своей работе. Они всегда могут сказать, сколько подростков, считающихся «трудными» будут задействованы в созидательных проектах, что они будут знать и уметь после окончания таких проектов, какая материальная (выражающаяся в конкретных показателях) и какая нематериальная польза будет от этого обществу.
Именно среди таких продуманных проектов, на мой взгляд, и стоит делать выбор. А информация о подобного рода организациях и их деятельности в избытке содержится в Кировском центре поддержки некоммерческих организаций.

Ткачев Олег Юрьевич, директор Кировского центра поддержки некоммерческих организаций.
Комментарии для журнала «Товар-деньги-Товар» 2006 г.

Наиболее искомые запросы:

  • клуб военно-патриотического воспитания "Память"
  • об оказании квалифицированной юридической помощи в российской федерации
  • якорь,как символ надежды картинки изображения
  • Атрибутика МЧС флажок
  • технологии патриотического воспитания
  • гранты и конкурсы
  • Клиент для комментариев WordPress