Светлана Витальевна Шумайлова приступила к выполнению обязан­ностей председателя Комитета по делам молодежи администра­ции города Кирова всего два года назад, однако за это короткое время Комитет сумел выстроить рабочие отношения со многими общественными организациями города, причем не только с моло­дежными.

- Светлана Витальевна, с чего Вы начинали свою работу?

- Работу я начала, конечно, с того, что проанализировала деятельность Комитета по делам молодежи, а также жизнь и положение молодого поколения жителей нашего города, и пришла к выводу, что нужно освободиться от понимания молодежной политики как просто череды «мероприятий для молодых». Я приверженец программного метода, мне кажется, что важнее сделать какие-то реальные шаги с конкретным результатом, чем просто повеселить молодежь.

В реализации наших программ принимают участие и НКО. Третий сектор - это тот сектор, с которым мы сотрудничаем и находимся в партнерских отношениях.

- Когда Вы впервые встретились с понятием «некоммерческие организации»?

- Два года назад в Кирове проходил первый студенческий лагерь, который был посвящен вопросам социального проектирования. Я принимала участие в работе этого лагеря: вела одну из секций. Среди участников нашей секции был Олег Ткачев. От него я и получила первую информацию о том, что такое некоммерческий сектор, над чем работают некоммерческие организации в нашем городе, что их объединяет.

- Какого мнения власть о деятельности местных НКО?

- Власть признает их существование и видит, что они разные. Есть органи­зации, находящиеся на начальном этапе развития, есть и те, которые стабильно работают, приносят конкретную пользу, занимают определенную нишу. Эффективно работающие НКО власть, несомненно, уважает и приглашает к сотрудничеству. Например, в прошлом году в рамках семинара по социально-экономическому развитию города представители НКО наряду с управленцами нашего города принимали участие в работе, анализировали ситуацию, вносили рациональные предложения.

- Есть ли в деятельности НКО какие-то моменты, которые не устраивают власть?

- Несомненно, есть. И чаще это моменты организационные. Есть идея, есть инициатива, но четкого распределения обязанностей и ответственности, умения структурировать действия у НКО иногда не хватает. Не будем заострять внимание на примерах, но то, что я говорю, - обоснованно.

- А что, на Ваш взгляд, можно сделать, чтобы изжить из практики эти недостатки?

- Нужно, прежде всего, самим организациям прочнее закрепляться в общественной системе и, плюс к этому, учиться.

- Как, на Ваш взгляд, сегодня развивается процесс сотрудничества НКО с представителями местной власти?

- На сегодняшнем этапе нормально. Несомненно, есть перспективы и стратегии развития этого сотрудничества. Я думаю, что НКО и власть все равно будут вместе, потому что ниши, которые занимают НКО, - это такие участки работы, на которые у власти иногда не хватает ресурсов, а порой просто отсутствует информация о том, какие существуют проблемы и возможности их решения. А многие НКО с успехом восполняют эти пробелы. Я не буду говорить за всю администрацию, но Комитет по делам молодежи пути развития партнерства видит очень ясно.

Приведу один, но очень яркий пример сотрудничества НКО и власти. В нашем городе существует некоммерческий культурно-образовательный молодежный фонд «Заря идей». У него есть ряд проектов, например «Свадебный вальс», который является частью комплексной программы поддержки молодой семьи, которую мы разрабатывали совместно, - она начнет реализовываться с сентября этого года. Вот пример эффективного сотрудничества - объединения реальных финансов администрации города и реальных ресурсов НКО для реализации совместной инициативы.

- Кто, по-вашему, в большинстве случаев является инициатором межсекторного взаимодействия: власть или НКО?

- Если говорить о ситуации по городу в целом, то, я думаю, активнее ищут пути взаимодействия сейчас некоммерческие организации. Власть рассматривает и принимает или не принимает предложения. Однако в области молодежной политики ситуация несколько иная, - здесь стремление к взаимодействию обоюдное. Когда мы составляем какие-то планы, предложения, проекты, мы всегда помним, что у нас есть третий сектор, и привлекаем НКО, когда это возможно. Мы не стремимся, да и не можем взять на себя все, потому что и наши возможности, в том числе и бюд­жет, ограничены. И я считаю, что обе стороны могут еще более активно вести поиски точек соприкосновения, путей сотрудничества.

- В прошлом году Комитет по делам молодежи провел первый конкурс проектов «Киров - культур­ная столица молодежи»...

-Да, и в нем приняли активное участие наши некоммерческие организа­ции. Три из четырех проектов, которые получили запрашиваемое финансирование, принадлежат НКО: Кировскому Центру поддержки некоммерческих организаций «Служение» (проект «Молодежная информационная сеть»), Кировской областной молодежной общественной организации «Светоч» (проект «Праздник Дмитрия Солунского» по организации деятельности военно-патриотических клубов области) и Вятской областной детской общественной организации «Вече» (проект «Мониторинг областной прессы»). В этом году мы вновь проводим конкурс проектов для молодежи, в котором, как мы ожидаем, примет участие большее количество НКО города и области.

- Что, по-вашему, можно сделать для того, чтобы укрепить «узы» взамодействия власти и НКО?

- Надо подумать... Возможно, провести совместный семинар, когда НКО и представители власти будут объединены решением одной общей проблемы. Совместная учеба поможет им впоследствии и на практике действовать совместно. Я думаю, что это один из эффективных путей сотрудничества. Самый лучший способ достичь желаемого результата - общаться и делать что-то сообща. Что, собственно, мы и делаем, и яркий пример тому - Весенняя Неделя Добра, которую мы проводили вместе. И это наша общая удача.

Ирина РИЗАЕВА

Общественная газета "Служение", №7 (81), июль 2003г.