Законодательное собрание Кировской области на пленарном заседании 27 мая в окончательном чтении приняло закон «О слабоалкогольных спиртных напитках с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции, пиве и напитках, изготовленных на его основе», который устанавливает запрет на изготовление с целью сбыта и (или) сбыт гражданами спиртных напитков домашней выработки, спиртосодержащих непищевых жидкостей, изготовление, хранение спиртных напитков непромышленной выработки и браги без цели сбыта, а также на пребывание граждан в общественных местах с пивом, напитками, изготавливаемые на его основе, со спиртосодержащей продукцией и алкогольной продукцией с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции, целостность заводской (промышленной) упаковки которых нарушена (в том числе разлитых в одноразовые пластиковые стаканчики и полиэтиленовые пакеты).
Еще одним принятым в этот день законом - «О внесении изменений в Закон Кировской области «Об административной ответственности в Кировской области» - установлены штрафы за нахождение со слабоалкогольными напитками и пивом в общественных местах. Размер штрафа  составляет от 100 до 300 рублей (в первом чтении было от 500 до 3000).
Закон «О слабоалкогольных спиртных напитках с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции, пиве и напитках, изготовленных на его основе» устанавливает термины и определения необходимых понятий в целях исключения произвольного толкования предмета правонарушения определенного в Законе Кировской области от 04.12.2007 №200 - ЗО «Об административной ответственности в Кировской области».
Данный закон продолжает начатую в области непримиримую борьбу с различными негативными проявлениями, в первую очередь с потреблением алкоголя.
Однако возникает вопрос, насколько правомерно принятие такого закона?
 В соответствии с пунктом «к» части 1 ст. 72 Конституции РФ административное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях (ст. 1.1 Кодекс  Российской Федерации об административных правонарушениях).
К ведению РФ относятся установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными и иными нормативно правовыми актами РФ (часть 1 ст. 1.3 Кодекс  Российской Федерации об административных правонарушениях). Под вопросами, имеющим  федеральное значение понимается круг вопросов, отнесенных в соответствии со ст. 71 Конституции РФ к ведению РФ.
Установление ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а так же ответственности за нарушение установленных запретов является компетенцией федерального законодателя (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2004 года № 47-ГО4-28).
Так же положение закона в части установления запрета распития пива в общественных местах влечет превышение компетенции субъекта РФ.
Субъекту РФ не предоставлено полномочий устанавливать ограничения потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе (определение Верховного Суда РФ от 14.09.2005 года № 88-Г05-8).
Кроме того, положение закона, устанавливающие запрет на сбыт спиртных напитков домашней выработки, дублируют нормы статьи 26 Федерального Закона от 22 ноября 1999 года № 171- ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»
Из  содержания статьи 55 Конституции Российской Федерации, статьи 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданские права могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства и только на основании федерального закона.
В соответствии с Конституцией РФ ст. 2 человек, его права и свободы являются высшей ценностью государства Российская Федерация. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека – обязанность государства; часть 1,ст. 27 Конституции говорит о том, что каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Таким образом, принятие такого областного закона в его сегодняшней реакции является неправомерным, противоречащим федеральному законодательству, в первую очередь Конституции РФ.

Теперь обратимся к прежней редакции областного законодательства.
Согласно действующего Закона Кировской обл. «Об административной ответственности в Кировской области», предусмотрена ответственность в виде штрафа или предупреждения за ряд противоправных деяний, например:
 ст. 3.4 «Изготовление и (или) сбыт  спиртных напитков домашней выработки, спиртосодержащих непищевых жидкостей влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 2000 рублей»
Ст.3.5.«изготовление, хранение спиртных напитков непромышленной выработки и браги без цели сбыта влекут предупреждение или наложение штрафа в размере  от 500 до 1000 рублей
Примечание: для целей настоящего Закона используются следующие понятия: спиртные напитки – жидкости, полученные в результате отгонки (перегонки), вымораживание и др. способами из углеводсодержащего сырья, содержащего этилового спирта более 18 процентов готовой продукции (самогон, чача, арака и др.) и не относящиеся к вину или пиву
Брага – жидкость, полученная в результате спиртового брожения углеводсодержащего сырья (кроме плодов  и ягод), с содержанием этилового спирта более 7 процентов объема готовой продукции.
Спиртосодержащая непищевая жидкость – раствор, содержащего спиртового этилового спирта более 1,5 процентов объема готовой продукции »
Ст. 3.6 «Сбыт аппаратов для изготовления спиртных напитков непромышленной выработки влечет  наложение административного штрафа от 2000 до 4000 рублей»
Установление запрета на сбыт аппаратов для изготовления спиртных напитков непромышленной выработки, предлагаемого законом, противоречит положениям статей 3, 129 Гражданского кодекса Российской Федерации. Из вышесказанного следует, что законодательно ограничение прав граждан может быть установлено только федеральным законодательством.
В соответствии  с ст. 3.4 – 3.6 Закона Кировской области от 04.12.2007 № 200 – ЗО «Об  административной ответственности в Кировской области»,  подпункту 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184 – ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов власти субъекта РФ  относится установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативно – правовых актов субъекта.

В ст. 1.3.1. Кодекса об административных правонарушениях в Российской Федерации говорится о том, что принятие закона субъекта РФ об административной ответственности невозможно без закона о запрете данных деяний, квалифицируемых текстом закона как правонарушения.  На основании выше изложенного можно сделать вывод  о том, что ст.3.4 – 3.6 Закона Кировской области от 04.12.2007 № 200 – КО «Об административной ответственности в Кировской  области» являются с момента их принятия незаконными.
Следовательно, и все граждане, которые понесли административную ответственность по данным статьям закона «Об административной ответственности в Кировской  области», привлечены к ответственности незаконно.
Возможно, на этом основании они могут (в случае, если узнают и захотят) обжаловать незаконно вынесенные постановления административных комиссий по административным делам  об изготовлении, хранении и сбыте гражданами спиртных напитков домашней и непромышленной выработки. 

Пономарёва А.О.  Выпускник 2009 г. ОВСХК

Наиболее искомые запросы:

  • нарушение Закона 294
  • суд присяжных зарубежный опыт
  • кроссворд с ответами на тему политика
  • Институты гражданского общества Российской Федерации
  • программы подключения российских школ к всемирной компьютерной сети
  • Клиент для комментариев WordPress