В Кировской области активно развиваются инновационные формы управления культурной политикой, например, такие как конкурсное распределение бюджетных средств. В этом году в Кирове проводилось сразу два конкурса культурных проектов. Один из них — на участие в Марафоне культурных событий «Культурная столица Поволжья-2004», а второй — конкурс проектов в области культуры «Творческая инициатива — юбилею города». За комментариями подробностями мы обратились к начальнику Управления культуры Татьяне Александровне Ившиной.
— Татьяна Александровна, в этом году Управление культуры участвовало в проведении двух конкурсов. Расскажите немного о каждом из них.

— Что касается «Культурной столицы», то здесь Управление культуры представляло интересы организаторов этого проекта в нашем городе. Сам конкурс объявляется фондом «Культурная столица Поволжья» для стимулирования культурной коммуникации и развития городов, поддержки инноваций в сфере культуры. В результате создаются качественные продукты, которые могут «экспортироваться» в другие регионы.
Нашей главной задачей было сделать так, чтобы город Киров участвовал в конкурсе так же активно, как и раньше. В прошлом году у нас было два проекта-победителя: выставки «Игрушечная революция» и «Плотина». Последний проект живет уже второй год и скоро поедет в Москву на Всероссийский музейный фестиваль, где будет представлен в рамках фестиваля «Интермузей-2004». А уже в октябре этого года выставка будет представлена в Государственном историческом музее.
Управление культуры организовало несколько встреч и семинаров по проектной деятельности для участников конкурса, заместитель руководителя программы Глеб Фирсов встречался с потенциальными участниками, разъяснял условия, давал индивидуальные и групповые консультации.
Среди девятнадцати представленных Кировской областью проектов победителем стала фотовыставка «Среда обитания» Кировской областной общественной организации «Молодежный творческий центр». В рамках Марафона культурных событий «Культурная столица-2004» она будет представлена этой осенью в Ижевске.
Что касается городского конкурса «Творческая инициатива — юбилею города», то по целям и задачам он в какой-то мере похож на «Культурную столицу», но к числу приоритетных тем здесь отнесены и отражение исторической и культурной тематики, связанной с 630-летием города Кирова-Вятки, поддержка и возрождение культурных традиций Вятского края. Поначалу мы планировали провести закрытый конкурс только для муниципальных учреждений. Но для людей, живущих в городе, совершенно безразлично, кто организовал проект, — важно само событие. Поэтому, расширив рамки конкурса, мы в результате около половины заявок получили именно от немуниципальных организаций. В нашем конкурсе приняли участие общественные организации, ДК «Заречный», ЦК завода ОЦМ, ДК поселка Костино, творческая группа работников радио «Вятка-регион», Театра на Спасской, медиатеки; представлено несколько библиотечных проектов. Всего мы получили шестнадцать проектов, и пять их них, наиболее интересных для города, получили поддержку — фестиваль живой музыки «Удар» (его автором как раз и выступила некоммерческая организация «Подъем»), проект Костинского дома культуры «Мой двор», музыкально-просветительская программа Детской Филармонии «Детские уроки», фестиваль книги «Русская версия» и проект библиотеки им. братьев Васнецовых «Васнецовские чтения». Проекты «Русская версия» и «Мой двор» получили воплощение ко Дню города, а остальные будут реализованы в течение года.
— Татьяна Александровна, какова в целом активность кировчан, насколько мы отличаемся от других регионов?
—Увы, для меня необъяснимым остается тот факт, что конкурс совершенно проигнорировали многие бюджетные организации и наши творческие коллективы (музыкальные, танцевальные). Возможно, надо было более активно работать с муниципальными организациями. Ведь в данном случае наш конкурс — это не только способ развития творческой инициативы, но и эффективное средство распределения бюджетного финансирования. А если сравнивать с другими регионами, то, например, в Ижевске проводился подобный конкурс, и там было поддержано 20(!) проектов. Возможно, это связано с более высоким уровнем проектной культуры — в подобных программах там активно участвуют некоммерческие организации, университеты, творческие коллективы. Однако радует то, что среди наших культурных и общественных организаций растет понимание всех преимуществ, которые подразумевает под собой конкурсное финансирование.
— Какие темы и проблемы вызывают наибольший интерес конкурсантов?
— Можно сказать, что в основном люди стараются сделать проекты на основе местного материала, при этом активно используя опыт и особенности других регионов. Но это иное не просто импортируется, а соединяется с местными культурными традициями. В результате рождается то, что при других обстоятельствах город мог бы и не увидеть.
— Каков в целом уровень проектных идей по сравнению с другими регионами?
- Большинство предложений достаточно традиционны, и при том, что они довольно качественно проработаны, прописаны, изюминок не хватает. Собственно новых оригинальных событий не очень много. При этом нельзя не отметить, что используемые классические формы с привнесением в них свежих идей приобретают иное звучание. Например, прошлогодний победитель проект «Плотина» по форме — выставка. Однако, это философский проект, который не оставляет равнодушным. Он задевает проблемы многих российских городов, в нем ставится огромное количество вопросов, в нем заложено множество смыслов и нет готовых ответов. Все вместе это порождает эффект длительного действия. Вот таких проектов хотелось бы побольше.
— Какие ошибки чаще всего допускают авторы проектов?
— Зачастую людям просто не хватает опыта проектной деятельности и понимания, чем написание проектов отличается от составления плана работы. Как говорят наши координаторы, слова «проект» и «прожект» очень близки. Любая хорошая идея может так и остаться «прожектом», если она не продумана. Когда человек на бумаге не может внятно изложить свою мысль, возникает вопрос, сможет ли он это осуществить на деле. Умения четко формулировать цели и задачи, находить эффективные способы решения этих задач для достижения цели, видеть все подводные камни — вот этого иногда не хватает нашим конкурсантам.
— Какую роль играют конкурсы в развитии социальной сферы?
— Если говорить о таких конкурсах в целом, то они, несомненно, дают импульс для развития инноваций, стимулируют творческую активность разработчиков. С одной стороны, поддержать готовый — продуманный, просчитанный, подготовленный к реализации проект проще и эффективнее, чем тратить время на придумывание нового. С другой стороны, авторам предоставляется возможность понять, насколько жизнеспособна их идея и насколько она востребована. Надо сказать, что организации уже осознали, что конкурс — это не игра, а реальная схемою получения бюджетной поддержки, эффективная форма освоения бюджетных средств. И эта новая форма была ими принята. Сейчас поле культурных игроков очень разношерстное: это и система образования, и общественные организации, и сектор НКО, и бизнес-структуры, и даже Вятская Епархия. Я думаю, что этот способ взаимодействия выгоден всем: организации получают средства на реализацию проектов, а жители города — новые культурные события.
— Татьяна Александровна, а что в перспективе?
— Я думаю, что областной конкурс будет проводиться и в следующем году. Мы постараемся более тщательно проработать положение о конкурсе, учесть все ошибки. Возможно, в дальнейшем мы сможем проводить конкурс не один, а два раза в год, он станет открытым, системным, преимущества конкурсного распределения бюджетных средств станут очевидными, как и общая польза от реализации проектов. Сама жизнь позволит людям понять, что это — всерьез и надолго.
Записала Анастасия Савиных. «Служение», № 5-7/2004.