ВыборыВыборы губернатора не за горами. Что ждать нам от выборов? С точки зрения избирателя хотелось бы повысить прозрачность выборов на каждом этапе. Один из самых важных этапов выборов является процедура выдвижения кандидатов. В данный момент субъектом выдвижения кандидата являются политические партии. Получается так, что только специально организованные политические организации, сильно зависимые от своих федеральных органов управления могут выдвигать кандидатов на пост руководителя исполнительной власти региона. Позиция беспартийного избирателя, избирателя, не приветствующего закулисные договоренности конкретных кандидатов с существующими политическими кланами просто игнорируется.

Обсуждения о том, чтобы оставить в законе норму о самовыдвижении, шли достаточно давно, в том числе и при принятии закона. Однако по каким-то понятным причинам был оставлен порядок выдвижения при помощи политических партий. Время прошло, сейчас пришла пора приступать к выборам губернатора вплотную, вопрос снова становится как нельзя актуальным.

Дело вовсе даже не в том, что вопрос о самовыдвижении все чаще связывают с предпочтениями и.о. губернатора Белых. Редактировать законодательство под конкретного кандидата всегда однозначно плохо. Однако на данный момент выбор остается совсем простой - с громким криком "Ну вам же говорили!" довести ситуацию до абсурда и устроить максимальную порку и.о. губернатора, не поддержав из мести лично Белых попытки расширения возможностей выдвижения разных кандидатов, либо воспользоваться удобным моментом и норму самовыдвижения все-таки ввести.

Существует масса аргументов разного порядка, как будет лучше для региона. Часть людей честно считает, что только политические организации, договорившиеся со своими федеральными кураторами способны принимать решения по формированию списков потенциальных кандидатов. Часть людей считает, что доступ к выдвижению кандидатом должен быть максимально упрощен, а избиратели сами скажут, что им ближе. Часть людей вобще не оперируют понятиями воли граждан, а жонглируют фамилиями и факторами личного веса этих фамилий при влиянии на настроения избирателей.

Так или иначе, основные подходы к прогнозированию исходов выборов сводятся к обсуждению степени внушаемости избирателей, отсутствию собственной политической воли у избирателей принять собственное решение.

Политическая воля людей не берется из ниоткуда. Она формируется только лишь в процессе участия в каких-то процедурах. Если в стране, в городе принято осуществлять свой выбор за 500 рублей, то и отношение у людей формируется соответствующее. Люди просто любо плюясь, либо благодаря, начинают считать, что все в этой жизни зависит только от 500 рублей, а не от их собственного выбора, их собственной ответственности.

Если выборы осенью 2014 года пройдут по строго партийным правилам, то этот межпартийный междусобойчик мы уже наблюдаем в различных представительных органах уже больше 13 лет. Если к участию в выборах будут допущены все, в том числе и "не договаривающиеся с партиями" кандидаты, то вне зависимости от исхода голосования, это опыт более широкого участия самых разных групп интересов, а не только лишь специально отобранных и допущенных.

Ну и в продолжении этого, последующие этапы выборного процесса - необходимый % подписей, муниципальный фильтр и вобще в принципе возможность наблюдения простыми гражданами за процедурой выборов.

Лично я, вобще не понимаю последнего новомодного изобретения под названием "муниципальный фильтр". Я не понимаю, почему одни кандидаты для видимости демократичности процесса помогают своим "оппонентам" преодолеть этот несчастный муниципальный фильтр. Я не понимаю, кто все эти прекрасные люди, которых мы помним как выбирали, которые сейчас зачем-то должны ставить за кого-то подписи. Считаю, что муниципальный фильтр необходимо если не отменить, то сделать его значимость как можно более незначительной.

Ну и о любимом - о наблюдении за выборами. В течении многих лет участвуя в наблюдении за выборами, вижу падение интереса жителей к контролю и оценке выборных процедур. Постоянно меняющиеся правила, предсказуемость результата, малое количество некрасивых действий, получивших должную правовую оценку совсем не стимулируют избирателей разбираться кто там прав а кто виноват. Доступ к наблюдению имеют или партийные наблюдатели или СМИ, а рядовые неангажированные граждане даже при наличии интереса к теме, имеет мало возможностей для наблюдения и контроля.

У нас есть любые программы и проекты, поддерживаемые государством, но только не проекты контроля за избирательными процедурами. Считаю, что Кировская область только выиграет, если на законодательном уровне позволит более широкому кругу граждан официально участвовать в процедурах наблюдения. Сделать это можно десятком разных способов, например дав возможность общественным объединениям и некоммерческим организациям направлять наблюдателей в избирательные комиссии и на участки для голосования.

Олег Ткачев Оригинал записи