По всей стране юридическое сообщество обсуждает разные части Гражданского Кодекса и вносит свои предложения. Нам предстоит большая работа по изменению Федерального закона о некоммерческих организациях. Нужно будет что-то решать с федеральным законом «Об общественных объединениях», который существует на сегодняшний день. Возникает большой вопрос о так называемом законодательством об отдельных видах: казачьи общества, общины малочисленных народов. Помимо законов о разных некоммерческих организациях под серьезные изменения попадает федеральное законодательство, которое касается вопросов регистрации и перерегистрации. Новый ГК предполагает следующую вещь: некоммерческие организации в уведомительном, а не в разрешительном порядке могут вносить изменения в свои уставы для того, чтобы причислить себя к числу членских, корпоративных, унитарных и прочих организаций. Регистрирующий орган должен принять эту добрую волю со стороны существующих объединений. Тут важны не только сроки, важен еще и порядок. Наряду с нашим законом об НКО меняется еще и закон о государственной регистрации юридических лиц, это момент, который тоже нельзя упускать из виду.

По сути, во всем мире законодательство в отношении социально ориентированных некоммерческих организаций, которые работают для общественной пользы, направлено на стимуляцию их деятельности. Те изменения в ГК, которые сейчас предполагаются, те перспективы, которые касаются федерального законодательства, представляют собой ограничительные средства. Знаете, как в конкуренции: есть стимулирующие, и есть ограничительные меры. Вот пока законодательство Российской Федерации тенденциозно выглядит как ограничительное законодательство для некоммерческих организаций. При анализе это совершенно четко прослеживается. Я бы не стала, конечно, употреблять слово «провокация», но с точки зрения резолюции это может быть и правильное политическое слово.

Абросимова Елена Антоновна

По материалам выступления в Общественной палате РФ